fufloscope: Неудобный стул (Default)
[personal profile] fufloscope
Сидит какой-нибудь разумный гриб в сыром лесу, без дара локомоции, мухами объеденный, и думает...


Забавно, как в текущем кризисе проявляются все этические доктрины, когда-либо измышлённые. И "непротивление злу насилием", и "не убий, не укради", и "зло как отсутствие добра", и "око за око", и "бей своих, чтоб чужие боялись", и "не судите, да не судимы будете", и "всяк сверчок знай свой шесток", и прочая, прочая, тысячи их. Высокочтимые учения и императивы неспроста поставлены в один ряд с пословицами и поговорками — именно такова их познавательная ценность, их универсальность, их эффективность, их полезность, их уместность. Так же, как и пословицы, они уместны только при случае, и только для того, чтобы подтвердить какой-нибудь (необязательно правильный или честный) политически-значимый тезис. В данном случае ограничение "уместности" возникает не только и столько из-за намерений говорящих, но вследствие неуниверсальности и узости самих концептов.

Наша славная интеллигенция в лице лучших представителей всех трёх типов наук бросилась подписывать письма "за мир". Типовое письмо содержит непременные ссылки на ответственный (возвышенный, точный, техно-носный, все-полезный — нужное подчеркнуть) характер профессии; традиционную через-граничную сплочённость и взаимовыручку сообщества; необходимость молчания пушек для пения муз; трудности у невинных, возникающие из-за того, что хорошим дядям приходится наказывать непослушных хулиганов за плохие поступки. Как в старые добрые времена, подписание — благороднейший признак высокоморальности, принципиальности, свободолюбия, и чего там ещё? —демократичности. Никакого неприятия к не подписавшим, конечно, нет. Просто они "недостаточно смелы, чтобы признать", "слишком зациклены на своём", ну, и в общем-то рукопожатны с оговорками. Такова цена демократии в понимании назначающих этот признак. Обычно их — назначающих — подавляющее меньшинство.

Цель этих писем для меня — полнейшая загадка. Не в смысле отсутствия объяснения, а в смысле удручающего несоответствия любого из возможных объяснений декларируемому характеру профессии. Разумеется, вряд ли среди подписавших найдётся идиот (хотя, в пенатах наших, шизоидов полно), верящий, будто письма могут остановить э-э-э м-м-м политическую операцию. Подписывать, чтобы продемонстрировать заграничным работодателям модус суффрагии как-то глупо — берут не за это. Обозначать позицию для своих — бессмысленно, все (т.е. кому надо) итак знают, кто какой из себя дурак, донкихот или божий одуванчик. Что-то демонстрировать властям? — плевали они со всех башен, с тех времён, когда и башен-то не стояло. Что-то такое трансцендентно-высокоидейное, идеально-прекраснодушное? — это при такой-то профессии? — вы пифия или где?

Примерив одно из писем по профилю, безоговорочно соглашаюсь с характером профессии, условно соглашаюсь со взаимовыручкой, а вот всё остальное — увольте. Мне жаль невинно пострадавших. С одной стороны. А с другой, "зуб за зуб", "лес рубят — щепки летят", "коллективная ответственность", и "ради общего блага". И с чего мне считать тех дядей "хорошими"? Я знаю, что они плохие.

Вот, наконец-то, дошли до поляризации. Это удивительнейшее явление в среде высокоучёной братии. Ни с какой другой проблемой у меня не было такой глухой стены непостижимости. Люди с блестящими степенями и высокими званиями верят в совершеннейшую чепуху, рыхлый клубок нравственных, политических и экономических нарративов, постоянно и непрерывно кричаще противоречащий реальности. Прямо вот буквально минуту назад они могли виртуозно строить безупречные силлогизмы, изящно шутить над какими-нибудь труднодоступными абстракциями, а теперь совершенно беспомощны в плену морока тупейшей пропаганды столетней давности! Методы и принципы обращения с информацией, рутинно применяемые ими по профилю, вдруг отказывают в этом священном клубке нарративов. Прямо какое-то "верую, ибо абсурдно". На законное сомнение тактичные отвечают "вы недостаточно смелы, чтобы признать", а те, что погрубее — "вы слишком зациклены на своём". В их понимании, поляризация — у меня. И они, конечно, совершенно правы — это действительно не доступно моему пониманию. Я не понимаю, как можно не замечать кучу дерьма, брать его в своё сознание и расплёскивать там во все закоулки. Конечно-естественно, они того же мнения обо мне. Это неустранимое противоречие, поляризация мнений.

Рассуждения о "гражданской позиции" неизбежно и закономерно приводят к вопросу "что есть добро и зло?" Мне видны только примеры абсолютного добра и абсолютного зла. Первое — это жизнь, как явления вообще и как частность конкретного бытия. Второе — это небытие, смерть. Всё, что между этими абсолютными абстракциями, дискутируемо и зависит от той самой поляризации.

Как там у Нимёллера нашего Мартина Фридриха Густава Эмиля: "Когда пришли за мной, не осталось никого…" Раскаявшийся священник косвенно призывает сопротивляться злу, даже если дело касается других. У меня тут экзистенцияльный парадокс. Непротивление злу насилием не приемлю категориально, так сказать, а по факту — куда мне сопротивляться, да ещё силой. Не до сук.

2022.07.08
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting