fufloscope: Неудобный стул (Default)
[personal profile] fufloscope

Вопрос, конечно, насколько фундаментальный, на столько же маловразумительный, развесистый как клюква и широкий как благодать Божья. И формально – чистый оксюморон – «что» и «жизнь». Если жизнь, то «кто»!

Наиболее рациональный аспект этого вопроса виднеецца в связи с нашими нуждами – а хотим мы, чтобы было как в песенке: «позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, счастлив человек».

Чтобы робот «вкалывал», он должен стать разумным. И это – не «программа-максимум». Стиральная машина – тоже робот, э-э.. роботесса. И компьютер – робот, и самолёт. Но всё это близкие родственники палки-копалки и костыля. Нет «самостоятельности». ИИ – туда же, пока не сможет по-настоящему «сделать мне красиво» и «сделать как я хочу».

Вот эта «самостоятельность», как сумма целеполагания, самоуверенности, самокритики, стремления и компромисса, и ещё кучи взаимоисключающих и противоречивых характеристик, свойств и поведенческих стереотипов... (Противоречия здесь крайне важны)... –  это необходимость разума (как понятия, феномена, и всех мыслимых его моделей). Сдаёцца мне, для того, чтобы «делать нам красиво», робот должен быть или равным нам по разуму или превосходить нас в этом.

Вот есть тест Тьюринга. Вызвавший целое направление в злостном нерешении вопроса по существу, которое (нерешение), естественно и совершенно закономерно, редуцировалось к задаче обмануть среднего дурака. За приз, ха-ха. Если машина программа изображает малолетнего обалдуя из Одессы, это что, тест на разумность машины? Это тест соплезащиты тестировщиков.

Так вот, тест Тьюринга. Зачем нам посредственный разум? Для его имитации достаточно надёргать фраз из худлита. Вот, Эллочка-людоедка из «12 стульев» – очевидно, недостаточно разумна для «вкалывания», хотя тоже человек (и даже использовалась по назначению инженером Щукиным). Нам нужен высококачественный разум, угадывающий наши желания и расшифровывающий наши смутные интенции. Типа мать, отец, бабушка, дедушка, друг, подруга, айболит, и прочее – всё вместе. При этом ещё должен быть скатертью-самобранкой и ковром-самолётом.

В известном мультике было – «А вы за меня и есть будете?! – Ага! – А ну, убирайтесь в свой ларец!» Вот оно, противречьищще. Ежели оно разум, с какой стати ему нас ублажать? Оно, может, тоже захочет теоремы подоказывать, пофилософствовать над игрой в бисер, покумекать над смыслом своей синтетической жизни… Припрёмся мы тут со своим «сделай нам…», а оно – «я занят, зайдите попозже», или ваще током ударит, гнида артефактная.

Короче, чтобы на нас работать хорошо, робот должен стать разумным, а чтобы стать разумным, нужно стать живым, а если живое и разумное – пошлёт нас с нашим «работать» на Марс. Метафизический парадокс.

27.08.2023